На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Начало Страстной недели. Вход Иисуса Христа в Иерусалим.

Вход Господа Иисуса Христа в Иерусалим знаменует начало Страстных дней, завершившихся смертью и воскресением Спасителя. Этот эпизод прежде всего примечателен тем, что впервые Господь являет свою Божественную славу не только избранным лицам, а всему народу.

В текстах Священного писания, созданного за тысячи лет до пришествия Спасителя, имеются предсказания о Его вхождении в Святой Град.

Согласно евангелистам, Господь Иисус Христос с учениками направился в Иерусалим, когда до главного праздника иудеев, Пасхи, оставалось всего пять дней.

Вход Господень в Иерусалим XV Москва Из Благовещенского собора Московского Кремля

Вход Господень в Иерусалим XV Москва Из Благовещенского собора Московского Кремля 

В прежние посещения столицы, Господь уже проповедовал здесь, призывая жителей Иерусалима к покаянию. И лишь только в этот раз торжественно заявил о себе. Ранее Спаситель еще не был столь известен своими деяниями. Избрать для Входа другое время было невозможно, оно было давно предречено. «Приближалась Пасха  Иудейская, и многие из всей страны пришли в Иерусалим перед Пасхою очиститься». Сама причина возникновения Пасхи теснейшим образом связана с Входом в Иерусалим и последующими Страстными событиями. Израильтяне, некогда поселившиеся в Египте, по ветхому завету решили вернуться на родину. Фараон не отпускал их и велел перебить всех первенцев.  Двери же еврейских домов, по повелению Божьему, были вымазаны кровью жертвенного агнца, и «губитель», несущий смерть прошел мимо них. Пасха значит переходить по-древнееврейски. Гибель первенцев египетских случилась накануне исхода израильтян из Египта, то есть их освобождения от гнета рабства. И в этом прослеживается аналогия с подвигом Спасителя, освободившего народы от власти тьмы. Вход же Спасителя в Иерусалим пришелся на тот самый день, когда избиралась пасхальная жертва-агнец для Пасхальных торжеств.

Вход Господень в Иерусалим X Центральная часть триптиха Византия.Музей византийского исск. Берлин Германия

Вход Господень в Иерусалим X Центральная часть триптиха Византия.Музей византийского исск. Берлин Германия

На пути к столице Иисус с учениками остановились у Елеонской горы. Это было необходимое промедление: двум апостолам Спаситель поручил в ближайшем селении молодого осла с ослицей и привести к Нему.(Матфей). Два апостола как символ двух Заветов – Ветхого и Нового. Другие евангелисты(Марк и Лука) ограничиваются сообщением, что апостолы должны были привести только осленка, на которого никто никогда не садился. А евангелист Иоанн говорит, что Сын Божий Сам нашел молодого осла и сел на него.

Вход Господень в Иерусалим XVII XVIII Оружейная палата.Из церкви введения в Барашах

Вход Господень в Иерусалим XVII XVIII Оружейная палата.Из церкви введения в Барашах

Древние правители, и сам Давид ездили на ослах. Получение осла от бедных селян «научает учеников жертвовать всем» ради долга. Разделение двух ослов на чистых и нечистых животных олицетворяет верующих и язычников.

Вход Господень в Иерусалим XVI Из церкви Петра и Павла в Кожевниках в Новгороде, музей - заповедник

Когда верхом на осляти  Иисус Христос стал спускаться с горы к Иерусалиму, Жители Святого града вышли навстречу Ему. Горожане  торжественно приветствовали Мессию как потомка царя Давида. Они устилали его путь своими одеждами и срезанными с деревьев ветвями. Иудейские священники были крайне возмущены чествованием Иисуса Христа мессианским приветствием «Осанна!».

Вход Господень в Иерусалим XI.Византия Церковь Успения Богородицы,Монастырь Дафни,Греция

Вход Господень в Иерусалим XI.Византия Церковь Успения Богородицы,Монастырь Дафни,Греция

Нарушение заповеди Божией привело к изгнанию Адама и Евы из Рая, породило проклятие и смерть. Однако Бог не лишил человечество надежды на прощение: Он передал предсказание в книге Бытия о явлении Царя-Мессии, Который искупит Своей кровью людские грехи и положит начало устроению на земле нового Царства. Избранный народ погрузился в многовековое ожидание  Спасителя. Мессия-это помазанник по-древнееврейски. В Иудее так именовались, главным образом, правители. Обряд помазания елеем являлся важнейшей частью их венчания на царство. Он делал государя наместником Господа на земле, исполнителем  Его заветов. В ветхозаветных книгах было предсказано, что Спаситель будет принадлежать к роду Давида. Каждый царственный потомок  правителя Псалмопевца становился для своего времени мессией. Пророки предрекали о соединении в одном лице власти царской и власти духовной. Иногда Мессией именовали и священников. Искупителю было суждено родиться в бедной семье, но по материнской линии Иисус Христос принадлежал и к царскому роду Давида, и к роду первосвященника Аарона

 В те времена некоторые бродячие проповедники пытались выдать себя за Мессию. И нередко народ, особенно беднота, был готов следовать за обманщиками.

Воскрешение Лазаря.XV Византия Середник иконы ГРМ СПб

Воскрешение Лазаря.XV Византия Середник иконы ГРМ СПб

Поэтому Вход в Иерусалим истинного Спасителя отмечен в Евангелии как величайшее событие мировой истории.

Всеобщее ликование было вызвано свершенным накануне чудом – воскрешение из мертвых праведного Лазаря, любимого ученика Иисуса, который пролежал мертвым пять дней до воскрешения. Это событие прообраз грядущего воскрешения Самого Господа, а также воскрешения всех людей в конце времен.

Люди  устилали путь Мессии ветвями пальмового дерева. Такие ветви служили знаком победы и носились перед полководцами. В христианстве- знак победы над силами тьмы.

Мастер Герасиме.Дети,срывающие ветви. Деталь фрески Вход Господень в Иерусалим XIV Грузия Церковь Св.Георгия Убиси(Имеретия) Грузия

 

Мастер Герасиме.Дети,срывающие ветви. Деталь фрески Вход Господень в Иерусалим XIV Грузия Церковь Св.Георгия Убиси(Имеретия) Грузия 

Ветви срывали дети. Дети-воплощение доверчивости и искренности, с другой стороны –они нуждаются в воспитании и строгости. Удостоиться Царства Небесного сможет тот, кто сумеет в вере «стать ,как дети», «принять Царство, как дети», с той же чистой и непосредственной радостью.(по книге Н.М.Турцовой из серии «Русская икона: образы и символы»2014)

Картина дня

наверх