На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

САМОУВАЖЕНИЕ МИКЕЛАНДЖЕЛО.

Микеланджело написал картину «Святое Семейство» в 1504 году по заказу «флорентийского гражданина, сильно увлекавшегося собиранием красивых вещей» Аньоло Дони. Картину часто называют «Тондо Дони», т.к. она принадлежала семейству Дони во Флоренции и имеет круглую форму (по-английски «tondo»). По общепринятой гипотезе, картина была исполнена к свадьбе Аньоло Дони с Маддаленой Строцци, герб которой вырезан на раме.
Вазари пишет, что, выполнив заказ, Микеланджело направил полотно с курьером и просьбой уплатить за него 70 дукатов. «Аноьоло, будучи человком расчетливым показалось странным тратить такие деньги на картину, хотя и понимал, что она стоит еще дороже; и он заявил посыльному, что достаточно будет и сорока, каковые ему и передал. Но Микеланджело прислал их обратно, наказав посыльному назначить 100 дукатов или принести картину обратно. На что Аньоло, которому работа понравилась, заявил «Дай ему семьдесят». Но он и этим остался недоволен: более того из-за малого доверия Аньоло он потребовал с него вдвое более». В результате заказчик уплатил двойную цену (Вазари Д. Жизнеописания…). 
Можно найти упоминания о том, что великий скульптор и живописец Возрождения Микеланджело был патологическим скрягой: «Он умел торговаться так, что ему позавидовал бы любой нынешний продавец апельсинов на рынке». 
При его жизни и сотни лет после о нем говорили как о бедном, вечно нуждавшемся гении. На самом же деле он зарабатывал приличные гонорары, и состояние его равнялось десяткам миллионов долларов в нынешнем эквиваленте.
Он был самым богатым художником эпохи, но жил на грани нищеты, жаловался друзьям и родным на свою беспросветную бедность и вечную нехватку денег. В доме, где жил скульптор, не было мебели, драгоценностей, книг, стоял лишь огромный сундук, в котором после смерти 89-летнего гения обнаружили огромную сумму.
Вероятнее всего, это преувеличение, это умение ценить свой труд. Вазари, написавший о многих художниках, скульпторах и архитекторах Возрождения и будучи знаком с Микеланджело, написал после его смерти, что художник был гениальным живописцем, талант его был признан при жизни, влюбленный в искусство, художник был склонен к одиночеству, так как был предан искусству целиком. «…Он очень любил Священное писание… любил красоту человека…И хотя был он человеком богатым, жил как бедный, друзей своих не угощал никогда и ни от кого не принимал подарков… Иные считали его скупым, но они ошибались, так как своим отношениям к произведениям искусства, равно как и к своей собственности, он показывал обратное.» Вазари - живой свидетель, он состоял в переписке с художником. Он приводит множество примеров того, как художник делал подарки, в том числе и своим ученикам. «Разве можно назвать скупцом того, кто, подобно ему, помогал стольким беднякам, тайком выдавал замуж многих девушек и обогащал своих помощников…». Деньги, заработные Микеланджело, Вазари назвал «заработанными им в поте лица и накопленными не из его доходов, не из выгодного размена денег, а лишь собственными его стараниями и трудами». 
Мы не можем представить себе, сколько души вложил он в то, что сделал, сколько потратил на это физических и духовных сил, может быть, падкие на сенсации - как же так, был богат, а жил как нищий - радостно разделяем чужое мнение о патологической жадности. А между тем за этим разное отношение к труду и к его результатам. Если Рафаэль жил широко и был не менее богат, но удивлялся спартанской обстановке в мастерской Микеланджело, то вероятно, они просто по-разному относились к оценке своего труда.

Картина дня

наверх