На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Куинджи А.И. ПАЛИТРА С ЛУННОЙ КРАСКОЙ. Часть 2.

3.ЭТЮД В БАГРОВЫХ ТОНАХ. 

«Этюд в багровых тонах»  — детективная повесть Артура Конана Дойля, опубликованная в 1887 году. Именно в этом произведении впервые появляется Шерлок Холмс. Я всегда думала, а что, собственно, можно изобразить в багровых тонах. А у этого художника целых три таких картины. 

*Закат зимой. Берег моря(1876-1890),

*Закат(1876-1890).

*Красный закат. Эскиз одноименной картины(1890-1895)

Этап освоения солнечного света у Куинджи наступил после «лунного этапа». В творчестве Куинджи проявилась еще одна страсть, которую он настойчиво пытался реализовать в полыхающих солнцем картинах. Его печальные, минорные закаты прописаны густой пастозной краской. Густой фиолетовый цвет задавлен светлым желтым или оранжевым. Эти необычайно красивые и естественные цветосочетания соответствуют реальной природе солнечного освещения.Художественными перлами воспринимаются натурные работы, где угасание светила, подернутого сумеречным пеплом, кажется трудным для изображения такого быстротечного явления природы, как закат. До Куинджи в русской романтической живописи уже имелась традиция изображения солнца (И.К.Айвазовский, М.Н.Воробьев, А.В.Гине) , но это были отдельные мотивы. Куинджи первый в русской живописи воплотил тему солнечного света как самостоятельное содержание произведения.

* "Красный закат"1905-1908. Метрополитен Музей, Нью-Йорк, США. 

Зато в центральной картине "солнечного цикла", в "Красном закате" (1905-1908, Музей Метрополитен, Нью-Йорк), Куинджи предстает солнцепоклонником. В элегических закатных мотивах художник кажется угомоненным язычником. Полыхание красок расплавленного солнца, залившего мир напряженным цветом, тем не менее создает впечатление если не умиротворения, то лирического созерцания мощного дневного светила, смиряемого силами приближающейся ночи. В стихиях природы Куинджи старался познать противоположные их начала: ночь и день, порыв и покой, немощь и силу. Лунная ночь представлялась бездонным мирозданческим пространством. Солнце, напротив, все было на поверхности небесной сферы. Оно трактовалось двояко: умиротворенным, погибающим, гаснущим или буйно полыхающим, яростной стихией. Солнце дарует жизнь. Поэтому, видимо, "Красный закат" плотно сомкнулся с фольклорными представлениями, где солнце воспринимается как источник жизни и красоты.


4.КАРТИНЫ ШКОЛЫ ПО ЦВЕТОВОЙ ГАММЕ.

 Мощный Куинджи был не только великим художником, но также был и великим Учителем жизни. Его частная жизнь была необычна, уединённа, и только ближайшие его ученики знали глубины души его. Ровно в полдень он восходил на крышу дома своего, и, как только гремела полуденная крепостная пушка, тысячи птиц собирались вокруг него. Он кормил их из своих рук, этих бесчисленных друзей своих, голубей, воробьёв, ворон, галок, ласточек. Казалось, все птицы столицы слетались к нему и покрывали его плечи, руки и голову. Он говорил мне: "Подойди ближе, я скажу им, чтобы они не боялись тебя". Незабываемо было зрелище этого седого, улыбающегося человека, покрытого щебечущими пташками, — оно останется среди самых дорогих воспоминаний. Перед нами было одно из чудес природы, мы свидетельствовали, как малые пташки сидели рядом с воронами и те не вредили меньшим собратьям.Пришёл к Куинджи с этюдами служащий; художник похвалил его работы, но пришедший стал жаловаться: "Семья, служба мешают искусству". "Сколько вы часов на службе?" — спрашивает художник. "От десяти утра до пяти вечера". "А что вы делаете от четырёх до десяти?" "То есть как от четырёх?" "Именно от четырёх утра". "Но я сплю". "Значит, вы проспите всю жизнь. Когда я служил ретушёром в фотографии, работа продолжалась от десяти до шести, но зато все утро от четырёх до девяти было в моём распоряжении. А чтобы стать художником, довольно и четырёх часов каждый день.
 Из этих картин художника и его учеников можно составить палитру. У каждой - своя краска. 

А) Желтый

* Корабли . К.Ф.Богаевский,написана в 1912 году.

 Богаевский Константин Федорович (12.1.1872, Феодосия, - 17.2.1943, там же), - русский художник-пейзажист, живописец и график, создатель оригинального эпически-романтического стиля пейзажа восточной части Крыма - Киммерии. Стилизуя форму, цвет и приемы живописи, художник добивался декоративности и монументальности картин. Александр Бенуа называл Богаевского"стилистом, декоратором и поэтом". По собственному признанию художника, ему хотелось отойти от обыденности и создать "другой, фантастический мир".
В Кораблях...натурные наблюдения сплелись со стилизацией под Лоррена, дав прекрасный образец вымышленной экзотической страны .Художник сохраняет глубину пространства, вовсе не тяготится к ковровой плоскости. Иллюзия глубины развивается умело построенной перспективой ,как в театральной декорации, где прорыв в пространство освещается светом. В "Кораблях" исходящие от расплавленного солнца лучи, расширяясь к первому плану ,пробегая по кронам деревьев ,морской зыби, усиливают иллюзию глубинности пространства. Светом художник владел виртуозно. Фантастическое небо с тончайшими переливами света было его стихией. Здесь он -непревзойденный мастер. Не повторяя учителя , Богаевский преобразовал его страсть к созерцанию неба в романтический образ.


*А.А.Борисов Полночь во льдах.1898 год


Б) голубой

* А.И Куинджи.Море.Крым.1898-1908год

* А.И Куинджи Эльбрус 1898-1908г


В) зеленый,

*А.И Куинджи Березовая роща,  1879 г находится в Третьяковской государственной галерее.

*А.И Куинджи Березовая роща,  1901г находится в Национальном художественном музее респ.Беларусь

Вместе с другими членами Товарищества передвижных художественных выставок Куинджи чутко реагировал на колебания духовного климата своего времени. Однако в конце 1870-х понимание Куинджи с передвижниками нарушается, их отношения резко ухудшаются. 04.03.1880г Куинджи выходит из Товарищества. Поводом для этого послужила анонимная статья в газете «Молва» (сейчас бы сказали – заказная статья в желтой прессе). В этой статье о Куинджи было сказано, что он перезеленяет свои картины. Имелись ввиду «Украинская ночь» и «Березовая роща». ( Кто знает, может именно из –за желания что-либо доказать  анонимным завистникам Куинджи  несколько раз переписывал  «Березовую рощу») Может быть, статья прошла бы мимо внимания художника, если бы автором ее не оказался М.К.Клодт –конкурент и соперник Куинджи. Расценив статью как  враждебный выпад, Куинджи потребовал исключения Клодта из Товарищества. Однако большинство членов были с ним не согласны. Инцидент с Клодтом  явился поводом для выхода  Куинджи из Товарищества.


Г) черный

*А.А.Борисов Страна смерти 1903


Д) серый

*А.И Куинджи Осенняя распутица,  1872


Е) коричневый (охра)

Эскизы – это наметки, они обозначают направление пластических поисков.

*А.И Куинджи После дождя.Радуга

 

* А.И Куинджи Забытая деревня  1874г Об этой картине Репин говорил с восхищением "Такую штуку откопал! Идея бесподобная!"

Картина дня

наверх