На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

А.И.Куинджи. Палитра с лунной краской.Часть 1.

1. БИОГРАФИЯ.Архип Иванович Куинджи (1841-1910 гг). У него очень узнаваемые картины. В своих "Воспоминаниях" так о нём писал И.Е. Репин: "Иллюзия света была его богом, и не было художника, равного ему в достижении этого чуда в живописи". " Свет-очарование, и сила света, и его иллюзии были его целью. Конечно, вся суть этого явления заключалась в самом Куинджи, его феноменальности, личной врождённой оригинальности. Он слушал только своего - демона.." Я. Минченков назвал его первым русским импрессионистом. Куинджи писал не в чисто импрессионистическом стиле, но всеми приемами импрессионистов при передаче воздушного пространства (освещенность, яркость, полутона, валеры, дробный мазок, использование дополняющих и усиливающих цветов) он владел свободно. "Современники отмечали, что художник мыслил цветом, улавливая в природе его тончайшие нюансы, и обладал необычайным даром полно видеть мир особой чувствительностью зрения. О зоркости мастера слагали легенды.

И.Н.Крамской Портрет А.И.Куинджи

Его работы разительно отличались от работ других пейзажистов. Больше всего его интересовал солнечный и лунный свет и те превращения, которые они производят в природе. Он рисовал обагренные солнцем снежные вершины гор, солнечные и лунные пятна на пышном снегу леса. Он не выписывал каждую веточку и травинку, краски у него были ярче, чем в действительности, тень – глубже и таинственнее, а свет -  радостнее, праздничнее.

*А.И.Куинджи  Вершина Эльбруса, освещенная солнцем  1898-1908.
До сих пор не известна дата рождения великого художника – не только число, но даже и год. По одним сведениям, Куинджи родился в 1842 году, по другим – в 1843 году. Также существует документ, заполненный самим Куинджи, где его рукой написано, что родился он в январе 1841 года. Профессор физики Ф. Петрушевский пытался объяснить феноменальное восприятие света у Куинджи с физиологической точки зрения. Для этого он провел ряд опытов с красками и специальным прибором, применяемым в экспериментальной психологии, который измерял восприимчивость глаз художника к малейшим изменениям цвета. Опыты показали, что у Куинджи цветовосприимчивость во много раз превышала показатели других участников экспериментов. В те времена изобрели прибор при помощи которого определяли какое количество оттенков цвета видит человек. Средний человек видит полторы тыс. оттенков, Репин видел три тыс. а Куинджи семь. Что собственно и помогало ему создавать такие шедевры.Он родился в Мариуполе, его отец грек. Начал зарабатывать на жизнь рано, некоторый период времени работал помощником дагерротиписта. Страстно мечтал стать художником. 
Куинджи - это было прозвище деда - что по-турецки означает "золотых дел мастер". По метрике он значился как Еменджи (трудовой человек) Сам художник говорил, что его фамилия Шаповалов (это фамилия матери, которая носила и татарскую фамилию - Кетчерджи) Со временем Куинджи стали называть "русским Моне" за умение показать в картине цвет и краску. Еще одна интересная деталь в биографии - через 3 года после преподавания в Академии художеств (в1897), Куинджи был отстранен от службы за то, что общался с участниками студенческих волнений, а в 1909 году пожертвовал полумиллионный капитал на поддержание талантливых живописцев. Со второй половины 80-х гг. 19 века Куинджи перестал участвовать в выставках и до своей смерти работал в мастерской, не показывая никому ни одной своей картины. Куинджи проводил эксперименты с химическим составом красок, чтобы со временем картины не потемнели. Он был достаточно состоятельным человек, и после его смерти по его завещанию к созданному им Обществу художников, носившее его имя, перешли не только деньги, но и все оставшиеся его работы.Учениками Куинджи были Рерих, Богаевский, Вроблевский, Зарубин, Химона, Калмыкова, Рылов Борисов, Вагнер, Маньковский, Чумаков, но любимыми учениками был Рерих Н.К., Яремич С.П. "Между собой ученики Куинджи остались в неразрывных отношениях. Учитель сумел не только вооружить их к творчеству и жизни, борьбе, но и спаять в общем служении искусству и человечеству"- так писал Н.К.Рерих.


2.ЛУННАЯ НОЧЬ НА ДНЕПРЕ.В 1880г художник устроил необыкновенную выставку в зале Общества поощрения художников. Люди часами простаивали в очереди, чтобы попасть в зал, где в темном зале демонстрировалась всего одна картина - "Лунная ночь на Днепре".Ходили слухи, будто она написана волшебными лунными красками, которые изобрел сам Менделеев. Впечатление от мерцающего лунного света было настолько невероятным, что некоторые зрители заглядывали за картину, не подсвечивается ли холст лампой, а другие заявляли, что в краски подмешан фосфор.Загадка «светящихся» картин была не в особом составе красок. Краски были обычные, необычен живописный приём… Эффект достигался благодаря многослойной живописи, световому и цветовому контрасту., тем самым углубляя пространство, а менее темные мазки в освещенных местах создавали ощущение вибрирующего света.  Теплый красноватый тон земли он противопоставил холодно-серебристым оттенкам.
Летом и осенью 1880 года А.И. Куинджи работал над этой картиной. По российской столице разнеслись слухи о феерической красоте "Лунной ночи на Днепре".На два часа по воскресеньям художник открывал желающим двери своей мастерской, и петербургская публика начала осаждать ее задолго до завершения произведения. Картина обрела поистине легендарную славу. В мастерскую А.И.Куинджи приходили И.С.Тургенев и Я.Полонский, И.Крамской и П.Чистяков, Д.И.Менделев, к картине приценивался известный издатель и коллекционер К.Т.Солдатенков. Прямо из мастерской, еще до выставки, «Лунная ночь на Днепре» за огромные деньги была куплена великим князем Константином Константиновичем.

 К этой картине он шел давно. Ездил на Днепр, быть может, именно за этим сюжетом. Дни, недели Куинджи почти не выходил из мастерской. Работа захватила настолько, что даже обед, как затворнику, жена приносила ему наверх. Задуманная картина - мерцающая, живая стояла у художника перед глазами. Интересны воспоминания жены Куинджи: "Куинджи проснулся ночью. Мысль, как озарение: "А если... "Лунную ночь на Днепре" показывать в темной комнате?!" Он вскочил, зажег керосиновую лампу и, шаркая домашними туфлями, побежал по лестнице в мастерскую. Там зажег еще лампу, поставил их обе на пол по краям картины. Эффект оказался разительным: пространство в картине расширилось, луна светила окруженная мерцающим сиянием, Днепр играл ее отражением. Все как в жизни, но красивее, возвышеннее. Архип Иванович поставил стул в нужном, как считал он, отдалении, сел, откинулся и смотрел, смотрел, пока не рассвело за огромным окном. Пораженный найденным эффектом, он знал, что надо показывать "Лунную ночь на Днепре" в темном зале, одну..."Картина была выставлена на Большой Морской улице в Петербурге. Выступление художника с персональной выставкой, да еще состоящей всего из одной небольшой картины, было событием необычным. Причем картина эта трактовала не какой-нибудь необычный исторический сюжет, а была весьма скромным по размеру пейзажем (105 x 144). Зная, что эффект лунного сияния в полной мере проявится при искусственном освещении, художник велел задрапировать окна в зале и осветить картину сфокусированным на ней лучом электрического света. Посетители входили в полутемный зал и, как зачарованные, останавливались перед холодным сиянием лунного света. А.И. Куинджи сосредоточил свои усилия на иллюзорной передаче реального эффекта освещения, на поисках такой композиции картины, которая позволила бы максимально убедительно выразить ощущение широкой пространственности. И с этими задачами он справился блестяще. Кроме того, художник побеждал всех в различении малейших изменений цветовых и световых соотношений.Куинджи использовал свойство тепловых цветов возгораться от лампового света, а холодных -поглощаться им. Эффект от такого экспонирования получился необычайный. И.Н.Крамской восклицал: "Какую бурю восторгов поднял Куинджи!.. Эдакий молодец-прелесть". Успех Куинджи вызвал к жизни подражателей его яркой, интенсивной живописи, его удивительным образом построенного пространства с поразительной иллюзией глубины. Среди подражателей, порожденных эффектом "Лунной ночи на Днепре" ,это прежде всего Л.Ф. Лагорио, написавшего "Лунную ночь на Неве" в 1882 году, затем Клодт, Ю.Ю.Клевер...Невиданный триумф Куинджи порождал завистников, распространявших о художнике нелепые слухи. Атмосферу зависти уловил П.П.Чистяков: «Все пейзажисты говорят, что эффект Куинджи -дело нехитрое, а сами сделать его не могут».

Картина дня

наверх