На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Портрет эпохи. Репин И.Е.

Картины Репина И.Е.(1844-1930)по праву считаются вершиной русского реализма в живописи.Галерея созданных им образов -это "портрет" эпохи.

1894 И Е Репин Автопортрет

Репин как гениальный портретист обладал уникальным даром улавливать и передавать на холсте самое важное в человеке и очень редко грешил против правды.

1876 И.Е.Репин Негритянка.

Не знаю почему,но эта картина среди портретов кисти Репина мне очень понравилась.

Репин был гениальным мастером и великолепным психологом. В момент общения художника и модели между ними устанавливалась некая странная, неуловимая, почти телепатическая связь, и не для всех это проходило бесследно. Про Репина ходил слух, что те, кто ему позировал, умирали через короткое время (Мусоргский, Писемский, Столыпин, Игнатьев, Победоносцев и многие другие), хотя это можно считать несчастным совпадением.

 Из воспоминаний К.Чуковского о Репине:"когда Репин писал мой портрет, я в шутку сказал ему, что, будь я чуть-чуть суевернее, я ни за что не решился бы позировать ему для портрета, потому что в его портретах таится зловещая сила: почти всякий, кого он напишет, в ближайшие же дни умирает. Написал Мусоргского - Мусоргский тотчас же умер. Написал Писемского - Писемский умер. А Пирогов? А Мерси д'Аржанго? И чуть только он захотел написать для Третьякова портрет Тютчева, Тютчев в том же месяце заболел и вскоре скончался".

 И.Е.Репин Портрет композитора М.П.Мусоргского 1881

 В начале 1881г Репин узнал о тяжелой болезни Модеста Мусоргского,который лежал в больнице,но был полон творческих планов,собирался начать работу над новым музыкальным произведением. Репин,зная, что положение друга безнадежно,прекрасно понимал,что должен написать его портрет и взял с собой краски и холст - другого случая могло и не быть.Через две недели композитор скончался.

Репин И.Е. Портрет А Ф Писемского 1880

В конце 1850-х и начале 1860-х гг.писатель Писемский по своему литературному весу не уступал Толстому и Достоевскому.

 

Репин И.Е. Портрет хирурга Н И Пирогова 1881

Репин И.Е. Портрет пианистки Луизы Мерси д'Аржанто 1890

Бельгийская пианистка Луизы (1837–1890) урождённая Караман-Шимэ, была почитательницей и пропагандистской русской музыки. Близкий друг композитора Цезаря Кюи (по его заказу и был написан этот портрет), она в последние годы жила в России. Портрет Репин закончил за 11 дней до её смерти.

 Что касается Тютчева - Репин собрался приступить к работе, но его знакомство с Тютчевым не состоялось, поскольку поэт в это время был тяжело болен. Родственники показали художнику его фотографии. О своем впечатлении Репин писал Третьякову 6 февраля 1873 года: "...посмотрел две фотографии Ф<едора> И<вановича> <...> лицо прекрасное, поэтическое, очень моложавое, несмотря на седые волосы. Вы вправду говорили – очень интересное лицо". Болезнь поэта оказалась безнадежной – это были последние месяцы его жизни; Репин же весной 1873 года уехал за границу.

Продолжаю цитировать К.Чуковского:

"Присутствовавший при этом разговоре (Чуковского с Репиным) писатель юморист О. Л. д'0р (Оршер) сказал умоляющим голосом:

- В таком случае, Илья Ефимович, сделайте милость, напишите, пожалуйста, Столыпина!

Все захохотали. Столыпин был в то время премьер-министром, и мы дружно ненавидели его.

Прошло несколько месяцев, Репин сказал мне:

- А этот ваш Ор оказался пророком. Еду писать Столыпина по заказу Саратовской думы.

Писал он Столыпина в министерстве внутренних дел и, возвратившись после первого сеанса, рассказывал:

- Странно: портьеры у него в кабинете красные, как кровь, как пожар. Я пишу его на этом кроваво-огненном фоне. А он и не понимает, что это - фон революции.

Едва только Репин закончил портрет, Столыпин уехал в Киев, где его сейчас же застрелили".

Репин Портрет П.А.Столыпина 1910

Репин Портрет А.П. Игнатьева 1902; Репин Портрет К.П.Победоносцева

 

"В ином ключе решен образ обер-прокурора Святейшего Синода К. П. Победоносцева — российского «Великого инквизитора», своим видом вполне соответствовавший тому образу, который русские люди создавали о нем, судя по его считавшейся роковой роли в государственной жизни (Бенуа А. Мои воспоминания. Кн. Четвертая, пятая. — М., 1993. С.507.). Бескровное лицо со стертыми чертами, застылость, подчеркнутая и большей гладкостью письма, тусклый взгляд представляют полную противоположность подвижному, бодрому Игнатьеву. Изображенный строго анфас на фоне тяжелой рамы царского портрета, он кажется олицетворением сухого, мертвого и мертвящего бюрократизма".

1876 Портрет писателя Всеволда Михайловича Гаршина

Именно с Гаршина художник писал царевича Иоанна.  Для Гаршина эта работа стала роковой. Через два года он покончил с собой. Репин тяжело переживал утрату друга. Сам он так объяснял выбор прототипа: "Задумав картину, я всегда искал в жизни таких людей, у которых в фигуре, в чертах лица выражалось бы то, что мне нужно для моей картины. В лице Гаршина меня поразила обреченность: у него было лицо человека, обреченного погибнуть. Это было то, что мне нужно для моего царевича". Кроме того в этой трагической истории есть ещё и страшное мистическое совпадение: смертельная черепно-мозговая травма, которую получил Гаршин во время падения, оказалась в том самом месте, которое было указано художником на знаменитом полотне.

Это всего лишь совпадения. На персональной выставке художник выставлял до 300 картин и портретов,в том числе вполне себе здравствующих современников.

 

Репин Портрет  А.Ф.Керенского 1918

 

Репин И Е. Портрет С Ю Витте,министра финансов 1903

Репин И.Е. С Ю Витте после отставки с поста министра финансов 1903

Надо отметить,что талант художника одобряли царствующие Романовы.

Трудно поверить,но своим участием в персональной выставке например картина "Арест пропагандиста"обязан Александру III !

Организаторы мероприятия вдруг насторожились и решили не допускать картину к показу.Однако сам государь накануне вернисажа изъявил желание осмотреть экспозицию.Он увидел все имевшиеся там работы,в том числе и "Арест.."Сомневаться в том,что император упустил истинный смысл представленного ему жанрового полотна,не приходится.Репин для себя объяснял это так:"Невозможно,чтобы европейски образованный человек искренне стоял за нелепое, потерявшее всякий смысл в нашей сложной жизни самодержавие. Этот допотопный способ правления годится только для диких племен,не способных к культуре".

 

1895 и 1896 Репин Портрет Николая II

Такое было время и люди.

Картина дня

наверх