На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Грабарь И.Э. Моменты из жизни и творчества.

Игорь Эммануилович Грабарь (1871-1960) – выдающийся русский живописец, один из основателей реставрационного и музейного дела в СССР, крупный ученый в области теории и истории изобразительного искусства, а также архитектуры.

 

Ф.А.Малявин Портрет И.Э.Грабаря.

Игорь Эммануилович Грабарь родился в марте 1871г в Будапеште.

В католической Австро-Венгрии маленький Игорь был крещен в православной церкви сербским священником. Крестным отцом будущего деятеля искусств оказался Константин Кустодиев, дядя художника Бориса Кустодиева. Вскоре семья художника покинула Австро-Венгрию из-за «левых» убеждений отца.

Мать вместе с детьми сразу выехала в Россию, в имение своего отца – четыре села, затерянные в Карпатских горах.

 Первые выставленные картины из-за его нестандартных взглядов в статьях на импрессионизм, вызывающих полемику в журналах , сочли недостойными наград. Дело в том, что И. Э. Грабарь несколько переосмыслил выразительные возможности импрессионизма, и на его полотнах достижения импрессионистов выглядели слишком непривычно для публики.

 

 

Например, «Дама с собакой» 1899 ГТГ - своего рода эксперимент над натюрмортной иллюзорностью. Полотно создано в натуральную величину. Когда Грабарь впервые в Мюнхене демонстрировал его своим ученикам, то рядом поставил задрапированную раму с живой картиной -  посадил на стул ту самую натурщицу ,так же одетую, и даже добился, чтобы собака в течении нескольких минут  не дрогнула. Зрители не могли понять, где картина, а где натура, пока собака не начала шевелиться. Но художник, понимая, что подобные эксперименты вряд ли будут оценены по достоинству каким-либо конкурсным жюри, в тот же день поклялся, что до конца своих дней не будет демонстрировать «Даму с собакой» на выставках. И это обещание он исполнил.

Лично меня очень впечатляют три его картины:

                                                                          Белая зима. Грачиные гнезда. 1904 ГТГ

Иней.1905 Ярославская ХГ

Хризантемы.1905 ГТГ

 Как талантливый искусствовед, в различных изданиях Грабарь публиковал обзоры всевозможных выставок и критические статьи о работах других художников, из-за чего со многими коллегами оказался в натянутых и даже враждебных отношениях. В Петербурге для исторического журнала он два месяца изучал архивы Академии Художеств и создал свой первый труд в области русского изобразительного искусства. Затем он начал работу над монографиями о творчестве Валентина Серова и Исаака Левитана. Таким образом, на собственные занятия живописью времени почти не оставалось. Но без холстов и красок этот деятельный человек жить не мог.

 

 1934 Автопортрет с палитрой ( в белом халате ). Х.,м. 89x70 ГТГ

 Активная творческая деятельность Грабаря была прервана драматическим событием 29.08.1908.В Адлере в дом художника влезли грабители и серьезно ранили его. Только через сутки истекающий кровью живописец пришел в сознание и позвал на помощь. Благодаря хорошей физической форме Игорь Эммануилович выжил, вопреки неутешительным прогнозам врачей.

 Также художник писал портреты, в 30-х годах ,большинство из них являются застывшими монументальными образами. 

И.Э.Грабарь Портрет Корнея Чуковского

И.Э.Грабарь Зимой. Портрет О.И.Грабарь, дочери художника, 1934

 Отличается от большинства работ этого жанра «Портрет В.Г.Дуловой»,известной арфистки.

Сама Дулова изображена красивой и покорно-печальной. Знаменитая арфистка никогда не скрывала, что происходила из рода князей Дуловых и Рюриковечей Ярославской ветви, поэтому никак не могла быть представлена в образе счастливого советского человека.

 Грабарь И.Э.1947 Автопортрет в шубе. Х., м., 75х100 ГТГ

Картина дня

наверх