Жена Аньоло — Маддалена Дони на портрете (1506, галерея Питти, Флоренция) и величава, и торжественна, а самоуверенность превозмогает все. Знает она себе цену и очень хочет, чтобы и другие знали: с удовольствием демонстрирует золотую цепь с медальоном, осыпанным бриллиантами, и увесистый жемчужный подвесок.
Властно поджаты губы, взгляд неумолимо-снисходителен. Тонкое нежное деревце пейзажа, возможно, намекает на присущие Маддалене изысканные чувства, но еще более оттеняет ее пышущее здоровьем тело.author_
На картине изображен Аньоло Дони (1506, галерея Питти, Флоренция), богатый торговец шерстью, живший в квартале Санта Кроче (Флоренция, 1474—1539). В 1504 году Дони женился на дочери Джованни Строцци Маддалене.
Аньоло бьл одним из самых понимающих и щедрых ценителей искусства во Флоренции начала XVI века: он был заказчиком Микеланджело ("Мадонна Дони", галерея Уффици, Флоренция)"Пока Рафаэль был во Флоренции, Аньоло Дони, который был столь же скуп во всех прочих своих расходах, насколько он охотно, хотя и с еще большей осмотрительностью, тратился, будучи большим любителем, на произведения живописи и скульптуры, заказал ему свой портрет и портрет своей жены." (Вазари). Аньоло Дони — остро реагирующий, умный и горделивый. Возвышая своего современника, Рафаэль в то же время давал ему точную психологическую характеристику.
Во время своего пребывания во Флоренции Рафаэль написал много выдающихся картин. Но именно «Мадонна со щеглом», как ни одно другое произведение мастера, отражает его эстетический вкус.В конце 16 века картина серьезно пострадала вследствие разрушения здания, где она находилась. Бесценное произведение, написанное маслом на доске, разбилось на множество кусков.В течение столетий картина много раз реставрировалась, но только после последних работ, проведенных в 2008 году, произведение снова приобрело свое изначальное великолепие.Сегодня мы опять можем любоваться «Мадонной со щеглом» – одним из прекраснейших произведений «Божественного» Рафаэля.«Мадонна со щеглом» выставлена в одном из новых «красных» залов Уффици.
"Положение во гроб" Рафаэль писал во Флоренции. Естественно,что живя во Флоренции, живописец не мог не знать некоторых теоретических высказываний Леонардо о методе вообще и о работе над композицией в частности. Например,известное положение Леонардо: "драпировка должна быть таким образом приспособлена,чтоб она не казалась необитаемой..." - определило и метод работы Рафаэля.
Нужную позу художник искал в рисунке с обнаженной фигуры и лишь затем "одевал" ее. Иногда поиски изображения движения начинались даже с рисунка скелета с тем, чтобы анатомически верно прикрепить к нему мышцы в соответствующем сокращении, постепенно покрывая их кожей и одеждой.
Леонардо говорил "... в исторических сюжетах следует смешивать по соседству прямые противоположности, чтоб в сопоставлении усилить одно другим..." В этой картине сила и молодость юноши,несущего Христа, и та поразительная легкость, с которой он справляется с тяжелой ношей, подчеркиваются напряженной позой пожилого человека слева, с трудом поддерживающего голову и плечи Христа. Безутешное горе богоматери подчеркнуто абсолютным равнодушием юноши в группе несущих ко всему происходящему.