На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Дюрер Альбрехт. Мать и путь к мастерству.

Это рассказ о картинах Дюрера в появлении которых большую роль сыграла его матушка, подарившая ему жизнь, опекавшая и наставлявшая его. Особенно подействовала на живописца её смерть.

Автопортрет .

Монограмма художника:

Альбрехт Дюрер - немецкий живописец эпохи Возрождения работал иначе, чем итальянцы.

У тех была более широкая, более свободная  манера класть краски. Он же работал в живописи кропотливо, мелко, тщательно изображая все, что он видел, много внимания тратя на разные мелочи. Но эта манера для итальянцев как раз была незнакомой. Казалось, что у художника в руках какие-то совсем особые кисти, тоненькие, которыми он может изобразить отдельно каждый волосок.

 

 

 

Джованни Беллини, уважаемый всеми вождь венецианской живописи, попросил его показать ему те кисти, которыми он выполняет свои тончайшие детали. Велико же было его недоумение, когда живописец сказал ему, что никаких особых кистей у него нет! Взяв обычную кисть, художник  на глазах Беллини написал локон волос в своей манере так, что каждый волосок был виден. В Вся хитрость была в том, что Дюрер иначе держал обычную кисть  - перпендикулярно, острием к полотну, доске или листу бумаги – и работал только одним кончиком кисти.»

У него было несколько серий гравюр.

Альбрехт Дюрер (1471 - 1528)-  немецкий живописец и график, живший в Нюрнберге, он является одним из величайших мастеров так называемого северного Ренессанса, крупнейший мастер ксилографии. Гравюры выполнял на меди и на дереве.

 В 1513-1514 Дюрер создал три большие гравюры на меди «Рыцарь, смерть и дьявол»(1513), "Святой Иероним в келье"(1514), «Меланхолия 1»(1514), вошедшие в историю искусства как «Мастерские гравюры». По виртуозности исполнения эти гравюры превзошли все предыдущие творения художника.

 

Гравюра на меди  Меланхолия.

 Гравюра содержит очень много символов, часть из них связана с планетой Сатурн (планеты-покровительницы меланхоликов). Во времена Дюрера меланхоликов делили на три типа. К первому относили людей с богатым воображением, это — художники, поэты, ремесленники. Ко второму людей, у которых рассудок преобладает над чувством: ученых, государственные деятелей. Третий тип — люди, у которых преобладает интуиция: богословы и философы. Так как Дюрер был художником, он относил себя к первому типу меланхоликов, о чем и гласит надпись на гравюре «MELENCOLIA I».

 Эта последняя гравюра цикла ,как никакая из его работ ставит перед зрителем большое количество вопросов. Главным персонажем произведения является вечно молодая душа женщины с большими сильными крыльями за спиной - не ангел, не муза и не богиня. Бросается в глаза  ее отстраненность от мира. Рядом, на колесе жернова (Фортуны) сидит унылый ангелок. Дальний план занимает море жизни, которое уже пересекла душа, и над которым раскинулась  дуга, олицетворяя жизненный путь человека на Земле, под ней в крыльях неопознанное существо  держит название картины. Близко к горизонту светится комета. На стене, за спиной женщины, висят песочные часы и колокол, на другой стене помещены весы. Загадочным считается магический квадрат, высеченный на стене. Сумма чисел по вертикали, горизонтали, всем диагоналям, в каждой четверти и даже угловых равна тридцати четырем. В центре нижнего регистра мы видим дату создания гравюры 1514.

У меня есть своя версия трактования этого цикла гравюр.

Ребенок и  мать. Их земное существование связано навек. Мать не только ведет сына по жизни, открывает для него мир, подсказывает направление пути, но и готова взять на себя все удары , которые его ожидают на этом пути.  Дети даются свыше  в утешение и как подмога. Души ребенка и матери давно связаны между собой, еще до рождения. Это именно душа ребенка выбирает себе будущих родителей.

Любой художник, рисуя цикл картин, ведет повествование, законченный рассказ. Внешне кажется, что эти три гравюры не связаны между собой. Но это не так. Это рассказ Дюрера о своей жизни, это скорбь о смерти матери.

Меланхолия 1- это психотип Дюрера, к которому он себя относил, о чем сказано выше. Теперь магические цифры. Любой пергамент европейцы читают сверху вниз.  Внизу дата смерти матери 1514. Она скончалась 17 мая 1514 года. Дюрер родился 21 мая 1471 года. Любой астролог  по близости дат скажет, что смерть матери оказалась связана с гороскопом сына, и ее можно было предсказать. Значит 34 года надо отсчитать назад, от 1514года. Дюреру тогда исполнилось 9лет. Это душу свою и матери изобразил художник на гравюре. Вспомните : «По кому звонит колокол?»

Дюрер был одним из немногих художников-философов. В последние годы жизни он написал несколько книг, из которых напечатал две (третья –«О пропорциях человека» - вышла уже после его смерти). Именно поэтому Энгельс сравнивал его с Леонардо да Винчи. Одна из этих книг посвящена тому, как надо работать циркулем и линейкой художнику.

Циркуль мы видим в руках женщины, у ног ее не только линейка, но и рубанок – инструмент ремесленника. На голове ее венок из листвы сладко-горького паслёна, эмблемы уединения, столь дорогого для измученной души. Циркуль – атрибут зрелости. Две души – одна в начале пути, другая закончившая путь. Пред ней деревянный шар, тот мир, который она сотворила своими руками, своей жизнью. Шар идеален, ни рубанок ,ни ножовка, ни гвозди уже не понадобятся ей, путь на Земле закончен. 18 детей, многие из которых умерли, презрение, насмешки- много трудностей перенесла эта душа. А вот вторая, молодая душа сына, еще только осмысливает предстоящую работу, задумалась каким сделать свой пока угловатый и шероховатый кусок дерева. Его молоток ждет его рук.

 

 Дюрер-философ не мог не знать основ астрологии.  Именно себя, философа – астролога, изобразил он, размышляющим о скоропостижной смерти матери, в образе святого Иеронима со львом, не дающим вторгнуться в его рассуждения, в его скорбь.

Дело в том, что в гороскопе человека при его рождении есть особые  точки  - Восходящий лунный узел (голова дракона Раху), Нисходящий лунный узел(хвост дракона Кету) и черная Луна – отметки начала и конца жизни.  Не этого ли дракона изобразил художник как существо с крыльями в Меланхолии? Эти точки, как и планеты, движутся по эклептике-дуге гороскопа и через 9 лет  меняются местами. Именно в эти годы ( каждые 9 лет) человек оказывается перед выбором, на распутье.

Личность от воплощения к воплощению развивается по спирали, душа приобретает все новые навыки и свойства, каждые 9 лет человек, сам того не зная, выбирает развитие или деградацию, путь добра или путь зла. Если он выбрал неверный путь, нарабатывается карма, которая в последующем воплощении будет искупляться тяжело и болезненно (возможно через раковые заболевания). И чтобы предотвратить путь зла возникают ситуации преждевременной смерти или предупреждения, когда люди становятся очевидцами каких-то негативных событий, и в это время им может быть дано увидеть предсказание будущего, что умели читать астрологи, но разучились понимать мы, в современности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В первой гравюре всадник, игнорируя смерть и дьявола, движется вперед, к намеченной цели.

То есть Дюрер тогда,на распутье, выбрал путь добра, и этот путь выбора между ремеслом и искусством наверняка подсказала, отворила ему его мать. Не даром, на поясе у женщины на гравюре ключи и кошелек, а весы – символ выбора. Но какой же дьявол просто так отдаст намеченную жертву? За это отнял он у матери Дюрера часть радости на отмеренном ей жизненном пути, о чем не мог знать 9 летний мальчик, но понял философ, вспоминая увиденное тогда знамение (быть может, это была комета). Эта комета грозит совершенству  мирозданья (идеальный шар у ног), его привычного мира, созданного для сына матерью. Дальше ангелок будет  идти один.

На каждой из трех гравюр есть аллегорическое напоминание о смерти.

 

  

Гравюра известного святого в келье. Почему здесь нарисован лев?

Гравюра "Св. Иероним в келье" является аллегорическим изображением созерцательного образа жизни. Старик сидит у пюпитра в глубине кельи; на переднем плане растянулся лев. Сквозь окна в это мирное уютное жилище льется свет, однако и сюда вторгаются символы, напоминающие о смерти: череп и песочные часы.

Во времена Дюрера принято изображать св. Иеронима либо кающегося в пустыне, иногда в короткой рубашке, а иногда обнаженного с набедренной повязкой, либо ученого, седобородого старца в одеянии священника, в келье среди книг и принадлежностей для письма, погруженного в свои размышления и занятия. Очень часто рядом с ним появлялся лев. Легенда гласила, что, когда Иероним уединился в пустыне, он однажды наткнулся на страдающего от боли льва,хотя быть может хромающий лев сам пришел за помощью. Ядовитая колючка вонзилась ему в лапу. Все монахи разбежались и только Иероним бесстрашно подошел к могучему зверю, вытащил колючку и приложил к лапе целебную траву. Избавленный от мучения лев навсегда стал верным спутником Иеронима. Поэтому Иероним всегда изображается в живописи в сопровождении льва.

Иногда говорят: келья Иеронима на этой гравюре — символ бегства от жизни, символ ухода в мир отвлеченных умственных занятий. Лев лежит на страже, мешая действительности ворваться сюда.

Также, спящий лев у Дюрера - намек на « вечный отдых».

Лев у Дюрера спутник. Считается, что лев символ евангелиста Марка.

Иероним почитается как святой и православной, и католической церковью, огромная его заслуга в том, что им была создан первый латинский перевод Ветхого Завета с древнееврейского.

Как святого его считали покровителем учителей и учащихся, богословов, переводчиков и корректоров.

Портрет матери. Чем нарисован портрет?

"Художник молча взял уголь и, изредка вглядываясь в лицо сидевшей перед ним старой, испившей до дна свою чашу земных мучений женщины, начал работать. Зная, что ей трудно сидеть, спешил как только мог. Через полчаса рисунок — портрет матери — был готов. Еще ни в одной из своих работ он не достигал такой реальности, ни одна из них так точно не передавала ужаса перед неизбежным и одновременно боли за дорогого человека, нежной любви к нему.

Впрочем, возможно, все происходило вовсе не так: некоторые авторы доказывают, что портрет был написан уже после смерти Барбары. Одно ясно: Дюрер уловил и отразил в нем печать близкой кончины матери ..."

Дюрер был непревзойденным мастером кисти. А работа углем, как репетиция перед работой кистью, почти повторяет её движения. Портрет матери - это рисунок - единственный по редкой остроте внимания художника к каждой морщине много испытавшей в жизни 63-летней женщины.

В интернете  статьи часто переводят с иностранного, и версия о карандаше, я думаю, появилась в связи с трудностями перевода у некоторых современных авторов, которых не проверяла цензура столь тщательно, как это делалось в советское время, чтоб не упасть лицом ... перед иностранцами. я больше доверяю старым печатным журналам советского времени, а этот портрет из журнала издаваемого Союзом художников СССР февраль 1978г.

<u>Древесный уголь.</u> В живописи картина чаще всего начинается с рисунка углем на холсте. Мягкий уголь не портит грунтованного холста, легко смахивается тряпкой в случае необходимости, быстро и свободно покрывает большие поверхности, дает четкую и бархатистую линию.Углю доступно все богатство оттенков от черного к белому, он способен полно передавать материальность предметов.

Художник, сделавший проработанный рисунок углем, видит свою будущую картину почти такой, какой она будет в законченном виде. При этом он как бы прорепетировал движение кисти, настолько работа углем порой близка работе кистью. А Дюрер любил работать кистью.Уголь используется не только в подготовительных работах. Многие рисунки тонального характера, особенно большого размера, выполняются в этом материале.Для работы углем необходимы шероховатые поверхности: холст, зернистая бумага, картон, - на гладких он не держится.

Наряду с обычным, используется <u>прессованный уголь</u>, более прочный, чем натуральный, и дающий более глубокие черные тона.

Дюрер был потрясающим мастером детали. Глядя на портрет матери, невозможно представить себе ,что столь подробно выписанные морщины писались  углем, а не карандашом.

Поэтому упомяну про карандаши:

<u>Итальянский карандаш</u>, иногда называвшийся «французским», выглядел как обычный карандаш, с более черным и мягким стержнем.Известные с 14 в., итальянские карандаши изготовлялись из черного глинистого сланца, позже преимущественно из порошка жженой кости, скрепленного растительным клеем. Штрих итальянского карандаша имеет матовый оттенок, сравнительно слабую черноту.

<u>Свинцовый карандаш</u>, серебряный карандаш, иногда называемые штифтами, - это стержни из серебра или свинца, металлов, оставляющих на бумаге темный след. Они могли быть в оправе, как карандаш, и без неё.

Кроме обычных графитовых карандашей, рисовальщики используют карандаш «Ретушь», напоминающий своими свойствами прессованный уголь.

Картина дня

наверх